Новости ассоциации
Юридическая помощь от ОРОО Омской региональной Ассоциации врачей.
С июля по ноябрь 2016 г.г. руководитель юридической службы Ассоциации участвовала в судебных заседаниях на стороне ответчика (поликлиники) при рассмотрении гражданского дела к нескольким медицинским организациям г.Омска о защите прав потребителя, компенсации морального вреда в размере 600 000 рублей родственникам пациента В.
Родственники пациента полагали, что медицинская помощь В. была оказана несвоевременно и некачественно, в связи с чем, патологические изменения в организме В. приняли необратимый характер.
Пациент умер.
По обращению родственников страховой медицинской организацией проведены экспертизы качества медицинской помощи, а также проверка Управления Росздравнадзора по Омской области.
С целью всестороннего, полного и объективного рассмотрения спора по ходатайству поликлиники к участию в деле привлечена эксперт - заведующая кафедрой внутренних болезней и семейной медицины ОмГМУ, профессор, доктор медицинских наук, эксперт качества медицинской помощи ТФОМС Нечаева Г.И.
Родственники пациента и их представители настаивали на рассмотрении спора в рамках Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», ссылаясь на ответ Росздравнадзора и экспертизы страховой компании как на доказательства факта оказания некачественной медицинской услуги.
Судом отмечено следующее.
Законом «О защите прав потребителей» регулируются отношения между потребителями и исполнителями оказания услуг. Потребитель имеет право на приобретение услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках ДМС и ОМС, применяется законодательство о защите прав потребителя.
Вместе с тем, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд. По характеру потребительских свойств медицинские услуги, оказываемые потребителю-пациенту, неразрывно связаны с его личностью и не могут быть преемственны по отношению к его родственникам (наследникам).
Судом разъяснено, что по смыслу положений Гражданского кодекса истцам-родственникам умершего пациента надлежит доказать факт того, что медицинская организация допустила нарушение своими действиями (бездействием) и является причинителем вреда, то есть данные действия (бездействие) имеют прямую причинно-следственную связь со смертью пациента.
Правом официального подтверждения наличия/отсутствия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) медицинских работников и возникшими у пациента негативными последствиями обладают только государственные судебно-экспертные учреждения, которые проводят судебно-медицинскую экспертизу на основании постановления суда.
Ходатайство о проведении в рамках судебного разбирательства судебно-медицинской экспертизы истцами не заявлялось.
Поскольку на компенсацию морального вреда по закону о защите прав потребителей в связи с некачественным оказанием медицинской услуги, используя как доказательства заключение Росздравнадзора и результаты экспертизы качества медицинской помощи ТФОМС, страховой компании, может претендовать только сам пациент, постольку оснований для компенсации морального вреда в связи с некачественно оказанной В. медицинской услугой у его родственников (наследников) не возникло в силу закона.
Решением суда от 28.07.2016 г. родственникам умершего пациента В. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Определением Омского областного суда от 09.11.2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов-без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу.
Вопросы можно отправить на сайте в рубрике "Вопрос юристу"
Руководитель юридической службы
ОРОО ОРАВ
Бессонова Людмила Валерьевна